Нужно ли учиться отношениям

Размышления и сказки

Каждый раз попадая в новую ситуацию, ребенок воспринимает ее полностью «с нуля». Без наложения каких-то своих личных впечатлений от других, в чем-то сходных с этой, ситуаций. Взрослый человек воспринимает новую ситуацию в свете всего своего опыта. И чем старше человек, тем этого опыта больше. Вопрос в том, на сколько этот опыт систематизирован и применим к новой ситуации.

Как ощущает себя студент, который только-только поступил на первый курс? Он не очень понимает, что значит быть студентом. Ему никто об этом ничего не рассказывал. И он повторяет привычную для него модель поведения. Такую же модель, которую он использовал в школе.

Но разница в ситуации значительная. За студентом уже никто не будет бегать и насильно впихивать в него знания. Даже родителей вызывать не будут. Надо учиться брать на себя всю ответственность за свою учебу. Надо перестроить свое восприятие преподавателя. Он теперь помощник в усвоении предмета. И общаться с ним можно на равных. И за переживать теперь надо не за оценки, а за реальные знания по будущей профессии.

Пример со студентами хорош тем, что уже после первой сессии, к ним приходит понимание ситуации. Помогают студенты старших курсов, преподаватели и все знакомые, прошедшие ВУЗ, и понимающие все заблуждения начинающих студентов. Отучившись полгода, первокурсники уже понимают, насколько смешными были их первоначальные представления о новой жизни.А как дела обстоят с мужчиной и женщиной, впервые вступающих в новые для них отношения? Кто их учит правилам совместной жизни?

Нет таких школ, где учат отношениям. И молодые люди пытаются воплотить в жизнь все то, что они узнали из книг, фильмов и рассказов старших. По сути, они ничего не знают точно, и ориентируются на очень смутные, а часто и далекие от реальности, правила поведения.

Помочь и подсказать молодым людям некому. Родители сами строили отношения «на ощупь», методом проб и ошибок. Сверстникам тоже негде обучаться отношениям. В школах и ВУЗах таких предметов нет, а психологи не успевают решать проблемы молодых семей. Им не до профилактики. Да еще и рыночные отношения. За обучение денег много не дают, но на решении семейных конфликтов можно нормально зарабатывать.

Поэтому на сознательном уровне отношения не осмысливаются. Происходит подсознательное копирование отношений в родительской семье. И юноша ведет себя так, как вел себя его отец. А девушка копирует поведение матери.

И все бы ничего, если бы семьи имели одинаковые модели отношений. Но нет инструментов для анализа того, какие отношения были в семье у юноши и совпадают ли они с отношениями в семье девушки.

И это в так называемых «благополучных» семьях. В них детей полностью устраивает модель родительской семьи, и они хотели бы создать такую же.

А в семьях, отношения в которых детям не нравится, еще сложнее. Отрицая родительские устои, дети не осознанно повторяют их поведение. Это все равно, что декларировать одно, а делать прямо противоположное. Результат предсказуем для специалиста, но приводит в изумление молодую пару.

Выход из этой ситуации, который стихийно сложился в нашем обществе достаточно простой. Молодые люди просто выбирают наиболее подходящего, по их мнению, партнера, и строят с ним отношения. Если отношения не сложились, то ищут следующего.

В результате — половина жизни в поиске. Результат не предсказуем. Можно искать всю жизнь, и не найти.

А может все-таки лучше обучиться и строить отношения сознательно?

Как и где учиться. Начните с чтения этого раздела блога. Потом — рекомендованная здесь литература по теме. А если что не ясно, то есть консультации семейных психологов.

Оцените статью
Моя Самара
Добавить свой комментарий
  1. Тучина Валерия

    Очень интересная и познавательная сатья. Я считаю, что молодым людям просто необходимо учиться отношениям, так как проводить всю жизнь в поиске и искать партнера похожего на родителя — не лучший вариант. В современном мире есть множество семейных психологов, которые помогут паре преодолеть все кризисы в отношениях. Также пара может самостоятельно решать свои проблемы, читая научную литературу. Спасибо автору за статью!

  2. Аня Карпова

    Прочитав, я убедилась, что во многом согласная с автором. Сейчас много пар разводятся только, потому что не смогли понять друг друга. Поэтому учиться отношениям нужно. Но не стоит забывать уважать своего партнера, а также решать проблемы или разногласия совместно.

  3. Мария Шефер

    Это правда, что половину жизни мы проводим в поиске. Мы ищем способы решения каких то проблем, так же как и вести отношения с другим человеком. Но многие так и не могут найти правильных решений.
    Спасибо за статью, полностью согласна с словами автора.

  4. Рохмистрова Анастасия

    Не считаю, что отношения – вещь, в которой обязательно имеются правила и определённые стандарты.. А если противоречия имеются даже в каждом человеке лично, как двое людей, вышедших из разных микроклиматов, если так можно выразиться, в каждом из которых свои нормы и требования, могут стремиться к одному в каждом из вопросов совместного быта… Да и не в этом дело, отношения могут быть гораздо проще, чем сейчас это выставляется, пусть и место работе над ними имеется в каждых, иногда действительно никакой работы и учёбы не хватит чтобы тонущий корабль вывести вновь на берег, так что для меня одно правило в любых отношениях имеется – если негатива я получаю больше, чем позитива, и отношения уже напоминают тот самый урок у ненавистного учителя в средней школе, значит им просто не суждено быть.. Конкретно в работе над этими отношениями :)) увы, периоды у каждого из состоящего в них могут быть разными, и иногда необходимо взять на себя бОльшую ношу в работе над ними, но точно не когда вопрос в негативе от самого присутствия этих отношений
    Спасибо за статью!

  5. Варвара Ожерельева

    Спасибо большое автору за данную статью. Мне очень она понравилась .Очень важно уважать своего партнера и честно обсуждать возникающие трудности. Конечно,все говорят,что в отношениях мы копируем поведение своих родителей,но мне кажется,что это не совсем правильно и так делать нежелательно,особенно если этот пример был плохим. Я рекомендую прочитать её всем ребятам!