Каждый раз попадая в новую ситуацию, ребенок воспринимает ее полностью «с нуля». Без наложения каких-то своих личных впечатлений от других, в чем-то сходных с этой, ситуаций. Взрослый человек воспринимает новую ситуацию в свете всего своего опыта. И чем старше человек, тем этого опыта больше. Вопрос в том, на сколько этот опыт систематизирован и применим к новой ситуации.
Как ощущает себя студент, который только-только поступил на первый курс? Он не очень понимает, что значит быть студентом. Ему никто об этом ничего не рассказывал. И он повторяет привычную для него модель поведения. Такую же модель, которую он использовал в школе.
Но разница в ситуации значительная. За студентом уже никто не будет бегать и насильно впихивать в него знания. Даже родителей вызывать не будут. Надо учиться брать на себя всю ответственность за свою учебу. Надо перестроить свое восприятие преподавателя. Он теперь помощник в усвоении предмета. И общаться с ним можно на равных. И за переживать теперь надо не за оценки, а за реальные знания по будущей профессии.
Пример со студентами хорош тем, что уже после первой сессии, к ним приходит понимание ситуации. Помогают студенты старших курсов, преподаватели и все знакомые, прошедшие ВУЗ, и понимающие все заблуждения начинающих студентов. Отучившись полгода, первокурсники уже понимают, насколько смешными были их первоначальные представления о новой жизни.А как дела обстоят с мужчиной и женщиной, впервые вступающих в новые для них отношения? Кто их учит правилам совместной жизни?
Нет таких школ, где учат отношениям. И молодые люди пытаются воплотить в жизнь все то, что они узнали из книг, фильмов и рассказов старших. По сути, они ничего не знают точно, и ориентируются на очень смутные, а часто и далекие от реальности, правила поведения.
Помочь и подсказать молодым людям некому. Родители сами строили отношения «на ощупь», методом проб и ошибок. Сверстникам тоже негде обучаться отношениям. В школах и ВУЗах таких предметов нет, а психологи не успевают решать проблемы молодых семей. Им не до профилактики. Да еще и рыночные отношения. За обучение денег много не дают, но на решении семейных конфликтов можно нормально зарабатывать.
Поэтому на сознательном уровне отношения не осмысливаются. Происходит подсознательное копирование отношений в родительской семье. И юноша ведет себя так, как вел себя его отец. А девушка копирует поведение матери.
И все бы ничего, если бы семьи имели одинаковые модели отношений. Но нет инструментов для анализа того, какие отношения были в семье у юноши и совпадают ли они с отношениями в семье девушки.
И это в так называемых «благополучных» семьях. В них детей полностью устраивает модель родительской семьи, и они хотели бы создать такую же.
А в семьях, отношения в которых детям не нравится, еще сложнее. Отрицая родительские устои, дети не осознанно повторяют их поведение. Это все равно, что декларировать одно, а делать прямо противоположное. Результат предсказуем для специалиста, но приводит в изумление молодую пару.
Выход из этой ситуации, который стихийно сложился в нашем обществе достаточно простой. Молодые люди просто выбирают наиболее подходящего, по их мнению, партнера, и строят с ним отношения. Если отношения не сложились, то ищут следующего.
В результате — половина жизни в поиске. Результат не предсказуем. Можно искать всю жизнь, и не найти.
А может все-таки лучше обучиться и строить отношения сознательно?
Как и где учиться. Начните с чтения этого раздела блога. Потом — рекомендованная здесь литература по теме. А если что не ясно, то есть консультации семейных психологов.
В статье обсуждается, почему семья не может справиться с этой задачей полностью и как самообразование может стать альтернативой. Обучение отношениям помогает молодым людям понимать эмоциональные аспекты взаимодействия и развивать здоровые связи с окружающими. Это знание способствует созданию крепких и гармоничных отношений в будущем.