Храм Георгия Победоносца

Храмы и церкви

Адрес: ул. Маяковского, 11 

Телефон: +7 (846) 242-00-34

На высоком берегу Волги, в центре г. Самары, там, где находится памятник воинам за веру и Отечество жизнь положившим в годы Великой Отечественной войны, есть просторный сквер.

Мысль о том, что здесь должен стоять Храм, и именно православный, родилась в самых недрах народных.

И в самом деле: в центре города есть у нас величавый католический костел, самая большая в Поволжье кафедральная мечеть, есть две синагоги — внушительные, капитально построенные, которые сейчас приводятся в порядок, и только православного Храма в русском православном городе, в центре его нет, — взорвали в 1934 году. Разрушали знаменитый на всю Россию собор целых 5 лет.

Собор вмещал одновременно до 2,5 тысяч молящихся и был одним из самых крупных в России. Стоит еще сказать, что в 1871 году император Александр Второй, приехав в Самару с наследником цесаревичем Александром, заложил камень в фундамент строящегося собора. А 1 июля 1904 года император Николай II вместе с императрицей молился в Соборе во время Божественной литургии.

Собор уничтожили не по недомыслию, а целенаправленно. Именно православие было главным врагом новой власти. Новый храм — это как напоминание о Храме уничтоженном, как наше покаяние, как наша скорбь и радость о Христе-Спасителе, о том, что вера наша выстояла и победила.

Храм посвящен святому Георгию Победоносцу. В нашей православной церкви этот святой изображается как воин Царя Небесного, сидящим на белом коне и поражающим копьем страшного змия. Для нас он — символ победы.

Храм возводился на пожертвования с благословения архиепископа Самарского и Сызранского Сергия. Инициатором строительства храма, посвященного 2000-летию Христианства и 55-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, выступила общественность города Самары. Епархией и городской администрацией была составлена совместная программа, посвященная празднованию 2000-летия христианства, куда, наряду с другими, были включены и вопросы строительства храмов на территории города.

10 марта 1999 года Постановлением городской администрации № 81 Самарской епархии был выделен в аренду земельный участок на площади Славы.    А уже 1 апреля архиепископ Сергий подписал договор о строительстве храма-памятника с генеральным подрядчиком ЗАО «Волгатрансстрой» в лице Сонина Вячеслава Валентиновича.

Была рассмотрена серия проектов и в результате выбор пал на проект, предложенный известным самарским архитектором Юрием Ивановичем Харитоновым (автор таких значимых для г. Самары объектов, как бассейн СКА и др.). Идея строительства храма-памятника первоначально основывалась на архитектурном эскизе-проекте академика Эрнста Жибера (1823-1909), вошедшего в историю Самары как автор того самого собора, который некогда возвышался на нынешней площади им. Куйбышева и был уничтожен в 30-е годы ХХ века. В процессе проектирования стало ясно, что этот проект, предназначенный для села (малый сельский храм) не вполне соответствует той задаче, которая ставилась перед архитектором. «…Храм Жибера — сельский, небольшой, привлекательный, — поясняет Ю. Харитонов. — При проектировании создали ему подземное пространство, изменили внутреннюю структуру и… родился прекрасный новый проект с прозрачными обходными галереями, закрытыми лестницами, хорами для певчих».

Храм классического византийского стиля, симметричный, пятиглавый, высотой 30 метров до основания креста. Стены из кирпича облицованы уральским мрамором с месторождения Коелга, хотя проектом была предусмотрена облицовка белым жигулевским камнем. (Интересно, что именно проектирование и изготовление облицовочных плиток, когда на каждый элемент приходится выполнять специальный расчет и отдельный чертеж, архитектор Ю.И. Харитонов считает самым сложным). Купола покрыты нитротитаном (такое покрытие в условиях города «продержится» несколько десятков лет, а вот золото атмосфера мегаполиса «съедает» за 5-7 лет). Площадь застройки — 250 кв. метров, храм рассчитан на 200 человек.

Одна из строительных идей (устройство в верхней части храма смотровой площадки, откуда открывается вид на Волгу) принадлежит лично Архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию.

22 июня 1999 года место под строительство храма было освящено. На церемонии присутствовали: Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, губернатор Самарской области Титов К.А, глава администрации г. Самары Лиманский Г.С., клирики Самарской епархии, представители областной и городской администрации, ветераны войны и труда.

15 октября 1999 года на строительной площадке побывал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Это был один из самых волнующих моментов его пребывания на самарской земле. Он вложил в фундамент памятную капсулу. Содержание грамоты в капсуле таково: «Божьей милостью в лето от сотворения мира 7508 и от Рождества во плоти Бога слова 1999 года октября 2/15 дня при Патриархе Московском и Всея Руси Алексии II и святительстве Высокопреосвященства Сергия, архиепископа Самарского и Сызранского в ознаменовании 2000-летия пришествия в мир во плоти Бога слова, и годовщины 55-летия Победы русского оружия в Великой Отечественной войне положено основание храму сему в честь святого великомученика Победоносца Георгия». Под этой грамотой подписался Патриарх, архиепископ Сергий. Активное участие в церемонии закладки капсулы принимал Вячеслав Валентинович Сонин, как директор генподрядной организации.

 Закладка капсулы Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II

После церемонии закладки капсулы Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II обратился к собравшимся со словами: «Я думаю, что сегодня исторический момент, когда возвращается память в нашу жизнь. Как в старину создавались храмы в честь воинов и вождей, которые отдали самое дорогое — свои жизни, — защищая Родину. И к этой традиции мы возвращаемся».

В 12-00 часов 6 мая 2000 г. на Храм был вознесен 11-метровый главный купол, который весит 8 тонн. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий совершил торжественную литургию и освятил купол. Вся процедура подъема купола заняла около 20 минут. Остальные четыре малых купола, символизирующих четырех евангелистов (Луку, Матфея, Иоанна и Марка) подняли 27 мая. О крестах, венчающих малые купола, следует рассказать особо. Ибо они полны глубокого смысла. Архитектор проекта Ю. Харитонов в соответствии с канонами разработавший их эскиз, пояснил: «Эти «расцветшие кресты» много символичны. Напоминающий полумесяц якорь веры суть надежда на спасение. Есть и другой символ, имеющий дохристианские корни, — жезл, которым пророк Моисей поверг змею. Смысл крестов еще и таков: это сердца, открытые миру».

В день Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 2000 года, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий провел торжественный чин освящения 9 колоколов, заказанных и отлитых из  бронзы на колокололитейном воронежском заводе «Вера». Вес самого большого, Благовеста, 560 кг. Остальные колокола 5, 7, 16, 25, 49, 98, 145, 352 кг. Общий вес колоколов 1257 кг. Все они были отлиты в июне 2000 года.

В нижней части храма располагается крестильня со стационарной мраморной купелью.

Окна в алтаре украшены цветной мозаикой. В Византии храмы украшались золотой мозаикой, которая символизировала Небесный Иерусалим.

Иконостас отделан фарфоровыми изразцами.


На иконостасе находятся иконы:


(по центру) Спас Нерукотоворный, Святая Троица (Андрея Рублева), Спас в силах; Се, Агнец Божий, вземляй грехи всего мира;


(слева) Пророк Моисей, Богоматерь и Св. Апостол Петр (Деисус-моление), Рождество Христово, Богоматерь с младенцем на престоле, Св. Архангел Михаил.


(справа) Праотец Авраам, Св. Иоанн Креститель и Св. Апостол Павел (Деисус), Воскресение Христово (Сошествие во ад), Спас на престоле, Св. Архангел Гавриил.


(Царские врата) (верхний ряд) Свв. апп. и евв. Иоанн и Матфей, (средний ряд) Арх. Гавриил и Богоматерь,  (нижний ряд) Свв. апп. и евв. Лука и Марк.


В северной части храма находятся иконы:


1.Иверская икона Божией Матери (на аналое)


Иверская икона Божией Матери считается покровительницей Грузии, как и Св. вмч. Георгий Победоносец, покровительницей Москвы, защитницей русских южных рубежей.


2.Фео́доровская ико́на Бо́жией Ма́тери


Чудотворный образ Феодоровской Божией Матери издавна почитается не только как царская святыня, но и как икона, особо покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, дарующая благополучное разрешение от бремени


3.Равноапостольного Князя Владимира


Святой Равноапостольный Князь Владимир (внук княгини Ольги) – просветитель русского народа, считается небесным покровителем внутренних войск МВД России.


4.Святителя Николая Чудотворца


Святитель Николай издавна считается на Руси всеобщим заступником и помощником в бедах, мудрым советчиком и врачевателем больных душ, отцом всех сирот, униженных и обиженных, поборником христианской веры и православия. Особенно известна помощь Святителя Николая по морю плавающим и всем путешествующим. Он же защитник от нашествия врагов, и один из покровителей Российского Военно-Морского Флота.


5.Свт. Алексия митрополита Московского


Святитель Алексий –  небесный покровитель Самары
«Здесь будет город великий, в коем просияет благочестие, и никогда оный город разорению не будет подвержен» – пророчество и благословение Митрополита Алексия о Самаре.


6.Прп. Сергия Радонежского


Преподобный Сергий – игумен земли Русской, всея России чудотворец
Своим святым покровителем преподобного Сергия считают артиллеристы


7.Блгв. кн. Александра Невского (прадеда Димитрия Донского)


Благоверный князь Александр Невский является небесным покровителем Сухопутных войск Российской Федерации.
Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом – Золотой Ордой – и отразив нападение с Запада, одновременно защитив православие от католической экспансии.

8.Царственных страстотерпцев


К Царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия.
Августейший Атаман всех казачьих войск Николай II – Небесный покровитель казачества.

В южной части храма находятся иконы:


1.Икона Божией Матери «Взыскание погибших»


Чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших»– покровительница Самары


2.Равноапостольной княгини Ольги


Святая Равноапостольная Княгиня Ольга стала первым правителем Руси, принявшим крещение. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

3.Вмч. Георгия Победоносца


Святой великомученник Георгий Победоносец является покровителем воинов, земледельцев, пастухов и путников. Верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя, о защите от зла, об исцелении недугов, о чадородии.


4.Вмч. и целителя Пантелеимона


Святой великомученик и целитель Пантелеи́мон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Почитание святого великомученика Пантелеимона  в нашей Церкви известно уже с ХII века. Князь Изяслав, в крещении Пантелеимон, сын Мстислава Великого, имел изображение великомученика Пантелеимона на своем шлеме. Покровительством святого он остался жив в сражении в 1151 году.


5.Прп. Серафима Саровского


Святой преподобный Серафим Саровский – молитвенник земли Русской, иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители.
Прославлен церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Один из наиболее почитаемых православных святых, считается покровителем ученых-ядерщиков.

6.Блгв. князей Бориса и Глеба


Святые благоверные князья Борис и Глеб – сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком, который позднее получил от официальных историографов прозвище «Окаянный». Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их покровителями Русской земли и «небесными помощниками» русских князей.

7.Блгв. кн.  Димитрия Донского (правнука Александра Невского)

Благоверный великий князь Димитрий Донской – защитник веры и Отечества, «Держатель Русской земли».

В сознание потомков Димитрий вошел прежде всего как великий полководец. При этом его государственная деятельность собирателя русской земли – как бы отошла на второй план. А между тем, не решив эту задачу, он не смог бы вывести на Куликово поле общерусское войско, оказавшееся способным разгромить орды Мамая.
Святой Димитрий воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников: Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).

За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским.

Святой Димитрий Донской является покровителем христианского брака. Его брак с княжной Евдокией – образец святой христианской семьи на все времена. У них 8 сыновей и 4 дочери. Крестным отцом у двух сыновей Димитрия был преподобный Сергий Радонежский, у остальных наследников – другой русский святой – преподобный Димитрий Прилуцкий.

Храм имеет статус памятника. В храме поминают погибших на фронтах Великой Отечественной войны самарцев, а также погибших в военных конфликтах, в ликвидации последствий Чернобыльской аварии, в результате пожара в здании Самарского ГУВД 10 февраля 1999 г.

Торжественное открытие Храма состоялось 6 мая 2002 года. Храм-памятник построен стараниями и на средства компании «Волгатрансстрой», входящей в финансово-промышленную группу «Балтийская строительная компания», о чем свидетельствует акт передачи храма, врученный Вячеславом Сониным архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию.

8 июля 2011 г. около  храма  был открыт памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским. Эти святые явили образец семейной верности и любви.
В настоящее время памятник и Храм Св.вмч.Георгия Победоносца составляют единый историко-церковный комплекс.

53.204676, 50.111710

Оцените статью
Моя Самара
Добавить свой комментарий
  1. Халитова Алина

    Статья содержит множество деталей о строительстве храма, начиная от освящения места и закладки фундамента, до установки куполов и освящения колоколов.
    Статья подчеркивает связь строительства храма с 2000-летием пришествия Христа и 55-летием победы в Великой Отечественной войне.
    Статья обращает внимание на символизм элементов храма, таких как кресты на куполах, мозаика в алтаре, фарфоровые изразцы на иконостасе.
    Статья упоминает о присутствии на церемониях архиепископа Сергия, губернатора Титова, Патриарха Алексия II, что добавляет весомости описанию.

  2. Соня Остроухова

    Храм Георгия Победоносца – это не просто религиозный объект, но и архитектурная жемчужина Самары. Его величественный вид привлекает внимание и вдохновляет своим величием. Посещение храма – это возможность погрузиться в атмосферу спокойствия и умиротворения, почувствовать духовную связь с верой и традициями.

  3. Иващенко Виктория

    Храм Георгия Победоносца – это не просто религиозный объект, но и архитектурная жемчужина Самары. Его величественный вид привлекает внимание и вдохновляет своим величием. Посещение храма – это возможность погрузиться в атмосферу спокойствия и умиротворения, почувствовать духовную связь с верой и традициями.

  4. Анастасия Михайлова

    Храм Георгия Победоносца – это не просто религиозный объект, но и архитектурная жемчужина Самары.Посещение храма – это возможность погрузиться в атмосферу спокойствия , почувствовать духовную связь с верой и традициями.

  5. Снегирева Дарья

    Статья нам рассказывает о строительстве храма Георгия Победоносца, это не просто религиозный объект, но и архитектурная достопримечательность нашего города. Его вид привлекает внимание многих людей, а внутренний вид захватывает душу

  6. Порунова' Дарья

    Статья очень интересная и нам рассказывает о строительстве храма Георгия Победоносца. Это великолепный образец церковного зодчества, преобразивший панораму города и ставший украшением Самары.Его вид привлекает многих, потому что это возможность погрузиться в атмосферу спокойствия и почувствовать духовную связь с верой и традициями.

  7. Марина Ермакова

    Храм Георгия Победоносца – это не просто религиозный объект, но и архитектурная жемчужина. Статья подчеркивает связь строительства храма с 2000-летием пришествия Христа и 55-летием победы в Великой Отечественной войне, достопримечательность нашего города. Его вид привлекает внимание многих людей, а внутренний вид захватывает душу.

  8. milena_masuryan

    Описание архитектурного проекта, сложностей в его разработке и использованных строительных материалах, создающих гармоничный облик нового православного храма.

  9. somnalina

    На высоком берегу Волги, в центре г. Самары, там, где находится памятник воинам за веру и Отечество жизнь положившим в годы Великой Отечественной войны, есть просторный сквер.

    Мысль о том, что здесь должен стоять Храм, и именно православный, родилась в самых недрах народных.

    И в самом деле: в центре города есть у нас величавый католический костел, самая большая в Поволжье кафедральная мечеть, есть две синагоги — внушительные, капитально построенные, которые сейчас приводятся в порядок, и только православного Храма в русском православном городе, в центре его нет, — взорвали в 1934 году. Разрушали знаменитый на всю Россию собор целых 5 лет.

    Собор вмещал одновременно до 2,5 тысяч молящихся и был одним из самых крупных в России.

  10. Аня Забродина

    На высоком берегу Волги, в центре г. Самары, там, где находится памятник воинам за веру и Отечество жизнь положившим в годы Великой Отечественной войны, есть просторный сквер.

    Мысль о том, что здесь должен стоять Храм, и именно православный, родилась в самых недрах народных.

    И в самом деле: в центре города есть у нас величавый католический костел, самая большая в Поволжье кафедральная мечеть, есть две синагоги — внушительные, капитально построенные, которые сейчас приводятся в порядок, и только православного Храма в русском православном городе, в центре его нет, — взорвали в 1934 году. Разрушали знаменитый на всю Россию собор целых 5 лет.

  11. Иващенко Виктория

    Статья содержит множество деталей о строительстве храма, начиная от освящения места и закладки фундамента, до установки куполов и освящения колоколов.
    Статья подчеркивает связь строительства храма с 2000-летием пришествия Христа и 55-летием победы в Великой Отечественной войне.
    Статья обращает внимание на символизм элементов храма, таких как кресты на куполах, мозаика в алтаре, фарфоровые изразцы на иконостасе.
    Статья упоминает о присутствии на церемониях архиепископа Сергия, губернатора Титова, Патриарха Алексия II, что добавляет весомости описанию.

  12. Наташа Мартынова

    Храм Георгия Победоносца – это религиозный объект,а так же архитектурная жемчужина Самары.Люди,посещающие храм погружаются в атмосферу спокойствия ,чувствуют духовную связь с верой и традициями

  13. Широкова Арина

    Полезная статья о истории создания и строительства храма.Храм Георгия Победоносца всегда меня привлекал своим внешним видом и историей!Было бы интересно узнать о нем еще больше

  14. Балдаева Татьяна

    Статья содержит множество деталей о строительстве храма, начиная от освящения места и закладки фундамента, до установки куполов и освящения колоколов.
    Статья подчеркивает связь строительства храма с 2000-летием пришествия Христа и 55-летием победы в Великой Отечественной войне.
    Статья обращает внимание на символизм элементов храма, таких как кресты на куполах, мозаика в алтаре, фарфоровые изразцы на иконостасе.
    Статья упоминает о присутствии на церемониях архиепископа Сергия, губернатора Титова, Патриарха Алексия II, что добавляет весомости описанию

  15. Пудова Вика

    Статья содержит множество деталей о строительстве храма, начиная от освящения места и закладки фундамента, до установки куполов и освящения колоколов.
    Статья подчеркивает связь строительства храма с 2000-летием пришествия Христа и 55-летием победы в Великой Отечественной войне.
    Статья обращает внимание на символизм элементов храма, таких как кресты на куполах, мозаика в алтаре, фарфоровые изразцы на иконостасе.
    Статья упоминает о присутствии на церемониях архиепископа Сергия, губернатора Титова, Патриарха Алексия II, что добавляет весомости описанию.

  16. milena_masuryan

    Описание архитектурного проекта, сложностей в его разработке и использованных строительных материалах, создающих гармоничный облик нового православного храма.

  17. Юлия Синельникова

    Статья о новом храме в Самаре впечатляет своей глубиной и историческим контекстом. Упоминание о разрушении собора в 1934 году вызывает чувство скорби, ведь это символизировало борьбу с православием в советский период. Интересно, как общественность и епархия объединились для восстановления духовного наследия города. Архитектурные решения, предложенные Юрием Харитоновым, подчеркивают уважение к традициям и современным требованиям. Храм стал не только местом поклонения, но и символом победы веры над трудностями. В целом, статья вдохновляет и напоминает о важности сохранения культурных ценностей.

  18. Мария Романова

    Спасибо за интересную статью о храме Георгия Победоносца! Теперь я знаю многое о его истории и строительстве. Храм всегда привлекал меня своей красотой и историей, и теперь мне хочется узнать о нем еще больше.

  19. Александра Каменко

    Нужно понимать, что история страны заключается не только в исторических событиях, но и в людях. Также узнать что-то новое про этот храм, который я посещала очень интересно. Никогда бы не подумала, что всё это действительно было.

  20. Анастасия Бельчикова

    очень интересная и познавательная статья, очень интересно знать как строился Храм Гаоргия Победоносца, это одна из важных архитектур нашего города, а не просто храм, стоит посмотреть на него своими глазами!