Проект «Литературное наследие России» в Самаре

Важные новости

Почему подростки читают меньше чем раньше? Что делать, если ребенок совсем не берет в руки книгу? Как мотивировать детей читать больше, да еще и по школьной программе? Ответы на эти вопросы нашли авторы проекта “Литературное наследие Росcии”, который был поддержан Президентским фондом культурных инициатив.

Основная идея проекта заключается в проведении сюжетно-ролевых игр по мотивам произведений русской классической литературы. Подобный подход появился из идеи о том, что ролевая игра позволяет участнику заинтересоваться происходящим, погрузиться в атмосферу времени изложенного в книге и лучше понять сюжет произведений из обязательной школьной программы.

Интерактивное погружение в сюжет позволяет лучше понять историю задуманную автором. Приняв участие в сюжетно-ролевой игре, ребенок начинает интересоваться предложенным произведением, у него появляется желание узнать сюжет, главных и второстепенных героев, события, описанные в книге.

Прожив предложенную игропрактиками роль, ребенок начинает воспринимать историю персонажей как свою личную, сопереживать им и вовлекаться в процесс обучения. В список игр вошли произведения из школьной программы.

Создатели проекта ориентировались на то, чтобы создать сюжетно-ролевые игры, которые учителя смогут использовать в своей работе, чтобы сделать уроке интереснее и интерактивнее, привлекая внимание и интерес обучающихся.

“Проблема утраты к чтению – это очень серьезно и важно. Чтение развивает любознательность, живость мышления, речь. Если дети не будут читать, как они смогут здраво оценивать окружающую действительность?” – отмечает руководитель проекта Чернышев Ярослав Владимирович.

В сентябре 2022 Самарской региональной общественной организацией развития лагерного туризма «Ярче» был проведен опрос детей и подростков от 8 до 17 лет на тему чтения. Опрос проходил в онлайн-форме и, согласно ответам, основной трудностью для детей оказался объем произведения. Чтобы повысить интерес к произведению командой игропрактиков была разработана серия ролевых игр для разных возрастных групп.

Методист проекта, Завьялова Ирина, учитель литературы, отмечает повышение интереса к произведению русского поэта Александра Сергеевича Пушкина “Дубровский”, после того, как с учениками 6 классов, где она ведет уроки, была проведена сюжетно-ролевая игра с одноименным названием. “Мы не ожидали такого результата и сначала отнеслись скептически к подобной трактовке, но я уверена, что в сфере преподавания всегда стоит оставлять место для чего-то нового”.

Исходя из всего этого, мы с уверенностью можем полагать, что наш проект «Литературное наследие России» предлагает уместный вариант обучения в нынешних реалиях, когда снижается уровень интереса к книгам и вносит важный вклад в развитие образованности и начитанности школьников. А так же помогает школьникам к освоению учебной программы в игровой форме, повышает интерес к учебному предмету и помогает учащимся старших классов к подготовке и сдаче единого государственного экзамена.

Участниками-партнерами проекта стали ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный Город» и МБОУ «Гимназия № 9» г.о. Тольятти. Игропрактики СРОО РЛТ «Ярче» провели уроки в игровой форме в этих образовательных учреждениях средствами сюжетно-ролевых игр. Выходное анкетирование среди детей, в котором содержался вопрос о желании прочесть произведение, после участия в игре, показало, что 83% участников проекта хотели бы прочитать произведение, чтобы узнать истинный сюжет и повторно погрузиться в прожитую атмосферу.

В одной из школ, в которых проводились сюжетно-ролевые игры, дети отмечали следующее:

«Игра классная, очень понравилось. Сначала казалось, что это что-то очень сложное, но в процессе понимаешь, что всё гораздо проще. Интересные динамика, цели и сам процесс игры».;

«Мне очень понравилось сегодняшнее мероприятие. Было очень интересно и весело. Благодаря нему я вспомнила произведение «Мёртвые души» и лучше узнала его героев. Спасибо большое, мне очень понравилось!»;

«Попробовать себя в роли литературного героя было что-то новое для меня. Если говорить кратко, то было довольно интересно и увлекательно, всё было подготовлено и продуманно до мелочей»;

«Сегодняшнее мероприятие понравилось своим содержанием. Человек, который не читал произведение «Мёртвые души» может играть в неё, основываясь лишь на карточку персонажа. Было интересно!»

Сейчас проект находится на заключительной стадии, организаторы подводят итоги. Cогласно полученной статистике, 83% опрошенных участников хотели бы прочитать произведения, в которые им удалось “поиграть”, что говорит об успешности проекта.

Оцените статью
Моя Самара
Добавить свой комментарий
  1. Кочеткова Дарья

    Проект литературное наследие очень актуален и интересен для современной молодёжи. Поднимаемая проблема в данной статье и правда актуальна в наше время.В данном проекте проводились и теория и практика,что позволило ещё больше окунуться в это.Читая вывод по данному проекту,я вижу,что он достиг хорошего результата, достиг своей цели.Если проект достиг своей цели, значит детям это интересно и они хотят в этом развиваться, обогащать свои знания.Очень надеюсь,что данный проект добьется ещё большего результата и будет развиваться в этом.

  2. Ксения Гришина

    Прочитав статью, могут сказать, что мне показалось это интересным и я полностью согласна с автором, ведь сейчас действительно дети очень мало читают книги, особенно бумажные. Я считаю, что родители должны уделять этому больше внимания и привлекать детей к литературе. С раннего возраста многие думают, что чтение это что-то скучное и неинтересное, но если найти подход и заинтересовать, то читателей станет намного больше. Поэтому сюжетно-ролевые игры по произведениям-это отличный способ привлечь внимание детей к книгам.

  3. Восипёнок Дарья

    Интересная статья. Не подозревала, что чтение в таком масштабе среди школьников является не популярным. Д и вообще, казалось, что в нашей стране дела не так плохи с литературным чтением (среди молодёжи точно). Наверное это из-за того, что меня окружают читающие люди, д и мне самой нравится читать.

  4. Ромадина Татьяна

    Проект «Литературное наследие России» очень интересный. Но все не так плохо. Многие считают, что по мере взросления популярность чтения среди подростков падает. Это не так. Невзирая на то, что современный мир сложно представить без гаджетов, большинство молодых людей все же предпочитают читать книги. И большинство молодежи считают, что лучше книги в бумажном варианте, чем в электронном.

  5. Восипёнок Анастасия

    Многие считают, что по мере взросления популярность чтения среди подростков падает. Это не так. Невзирая на то, что современный мир сложно представить без гаджетов, большинство молодых людей все же предпочитают читать книги. И большинство молодежи считают, что лучше книги в бумажном варианте, чем в электронном.