Проект «Литературное наследие России» в Самаре

Важные новости

Почему подростки читают меньше чем раньше? Что делать, если ребенок совсем не берет в руки книгу? Как мотивировать детей читать больше, да еще и по школьной программе? Ответы на эти вопросы нашли авторы проекта “Литературное наследие Росcии”, который был поддержан Президентским фондом культурных инициатив.

Основная идея проекта заключается в проведении сюжетно-ролевых игр по мотивам произведений русской классической литературы. Подобный подход появился из идеи о том, что ролевая игра позволяет участнику заинтересоваться происходящим, погрузиться в атмосферу времени изложенного в книге и лучше понять сюжет произведений из обязательной школьной программы.

Интерактивное погружение в сюжет позволяет лучше понять историю задуманную автором. Приняв участие в сюжетно-ролевой игре, ребенок начинает интересоваться предложенным произведением, у него появляется желание узнать сюжет, главных и второстепенных героев, события, описанные в книге.

Прожив предложенную игропрактиками роль, ребенок начинает воспринимать историю персонажей как свою личную, сопереживать им и вовлекаться в процесс обучения. В список игр вошли произведения из школьной программы.

Создатели проекта ориентировались на то, чтобы создать сюжетно-ролевые игры, которые учителя смогут использовать в своей работе, чтобы сделать уроке интереснее и интерактивнее, привлекая внимание и интерес обучающихся.

“Проблема утраты к чтению – это очень серьезно и важно. Чтение развивает любознательность, живость мышления, речь. Если дети не будут читать, как они смогут здраво оценивать окружающую действительность?” – отмечает руководитель проекта Чернышев Ярослав Владимирович.

В сентябре 2022 Самарской региональной общественной организацией развития лагерного туризма «Ярче» был проведен опрос детей и подростков от 8 до 17 лет на тему чтения. Опрос проходил в онлайн-форме и, согласно ответам, основной трудностью для детей оказался объем произведения. Чтобы повысить интерес к произведению командой игропрактиков была разработана серия ролевых игр для разных возрастных групп.

Методист проекта, Завьялова Ирина, учитель литературы, отмечает повышение интереса к произведению русского поэта Александра Сергеевича Пушкина “Дубровский”, после того, как с учениками 6 классов, где она ведет уроки, была проведена сюжетно-ролевая игра с одноименным названием. “Мы не ожидали такого результата и сначала отнеслись скептически к подобной трактовке, но я уверена, что в сфере преподавания всегда стоит оставлять место для чего-то нового”.

Исходя из всего этого, мы с уверенностью можем полагать, что наш проект «Литературное наследие России» предлагает уместный вариант обучения в нынешних реалиях, когда снижается уровень интереса к книгам и вносит важный вклад в развитие образованности и начитанности школьников. А так же помогает школьникам к освоению учебной программы в игровой форме, повышает интерес к учебному предмету и помогает учащимся старших классов к подготовке и сдаче единого государственного экзамена.

Участниками-партнерами проекта стали ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный Город» и МБОУ «Гимназия № 9» г.о. Тольятти. Игропрактики СРОО РЛТ «Ярче» провели уроки в игровой форме в этих образовательных учреждениях средствами сюжетно-ролевых игр. Выходное анкетирование среди детей, в котором содержался вопрос о желании прочесть произведение, после участия в игре, показало, что 83% участников проекта хотели бы прочитать произведение, чтобы узнать истинный сюжет и повторно погрузиться в прожитую атмосферу.

В одной из школ, в которых проводились сюжетно-ролевые игры, дети отмечали следующее:

«Игра классная, очень понравилось. Сначала казалось, что это что-то очень сложное, но в процессе понимаешь, что всё гораздо проще. Интересные динамика, цели и сам процесс игры».;

«Мне очень понравилось сегодняшнее мероприятие. Было очень интересно и весело. Благодаря нему я вспомнила произведение «Мёртвые души» и лучше узнала его героев. Спасибо большое, мне очень понравилось!»;

«Попробовать себя в роли литературного героя было что-то новое для меня. Если говорить кратко, то было довольно интересно и увлекательно, всё было подготовлено и продуманно до мелочей»;

«Сегодняшнее мероприятие понравилось своим содержанием. Человек, который не читал произведение «Мёртвые души» может играть в неё, основываясь лишь на карточку персонажа. Было интересно!»

Сейчас проект находится на заключительной стадии, организаторы подводят итоги. Cогласно полученной статистике, 83% опрошенных участников хотели бы прочитать произведения, в которые им удалось “поиграть”, что говорит об успешности проекта.

Оцените статью
Моя Самара
Добавить свой комментарий
  1. Анастасия Садыкова

    Литература является одной из самых ценных составляющих культурного наследия нашей страны. Она не только отражает историю и культуру, но и помогает нам лучше понять себя и мир вокруг нас. Поэтому популяризация литературного наследия имеет огромное значение.
    Проект «Литературное наследие России в Самаре» иллюстрирует не только значимость культурного наследия, но и активную роль, которую может сыграть в его сохранении каждый из нас. Этот проект позволяет людям и подросткам открыть для себя потрясающее наследие российской литературы через различные мероприятия и акции.
    Надеюсь, этот проект продолжит развиваться и получит большую поддержку, ведь литература- наше богатство

  2. Конькова Ксения

    Подобный метод погружения учеников в мир литературы на мой взгляд является очень интересным. Исходя из своего опыта я с уверенностью могу сказать, что знакомство с произведением с совсем другой стороны является очень эффективным методом для того, чтобы повысить интерес к прочтению того или иного произведения. Мой собственный метод в заинтересованности к литературе заключается в том, что перед началом прочтения той или иной книги я просматриваю видеоролик, где люди высказывают свое мнение о данном произведении. Это мне помогает лучше понять книгу и узнать, что хотел донести автор своим читателям.
    Я считаю, что сюжетно-ролевые игры являются очень хорошим методом для того, чтобы заинтересовать ученика в прочтении разных произведений. Спасибо за статью!

  3. Валерия Дербасова

    Здорово, что организаторы идут в ногу со временем и проводят действительно интерактивные мероприятия. Литература в современном мире становится все менее популярной, и такие проекты возвращают тягу к книгам и чтению. Я рада что дети, которым удалось «поиграть» в произведения хотели бы прочитать их. На самом деле чтение это очень интересное занятие. Важно просто найти правильный подход.

  4. Коптева Виктория

    Спад читательской грамотности российских школьников отметили еще в моем детстве) Я не была любителем посидеть за книгой в школьном возрасте и всё пришло ко мне со временем, уже в колледже.

    Хорошо,что есть проект «литературное наследие России», который направлен на исправление этой ситуации в лучшую сторону. Конечно, это тяжело, ведь общение в социальных сетях и просмотр видео на YouTube, игры на смартфоне и компьютере, боулинг и квесты в реальности… у современных детей масса развлечений. И застать ребенка за чтением книги, которую не задали по литературе, — прямо фэнтази.

    Проект «Литературное наследие России» вполне может изменить ситуацию в нашем городе, если правильно преподаст школьникам значимость чтения литературы и все плюсы, которые они извлекут из этого. А ведь плюсов реально масса!

    Спасибо за статью! Зачиталась )

  5. Коптева Виктория

    Спад читательской грамотности российских школьников отметили еще в моем детстве) Я не была любителем посидеть за книгой в школьном возрасте и всё пришло ко мне со временем, уже в колледже.

    Хорошо,что есть проект «литературное наследие России», который направлен на исправление этой ситуации в лучшую сторону. Конечно, это тяжело, ведь общение в социальных сетях и просмотр видео на YouTube, игры на смартфоне и компьютере, прогулки с друзьями у современных детей много занятий. Застать ребенка за чтением книги сейчас — прямо фэнтази.

    Проект «Литературное наследие России» вполне может изменить ситуацию в нашем городе, если правильно преподаст школьникам значимость чтения литературы и все плюсы, которые они извлекут из этого. А ведь плюсов реально масса!

    Спасибо за статью! Зачиталась )