Проект «Литературное наследие России» в Самаре

Важные новости

Почему подростки читают меньше чем раньше? Что делать, если ребенок совсем не берет в руки книгу? Как мотивировать детей читать больше, да еще и по школьной программе? Ответы на эти вопросы нашли авторы проекта “Литературное наследие Росcии”, который был поддержан Президентским фондом культурных инициатив.

Основная идея проекта заключается в проведении сюжетно-ролевых игр по мотивам произведений русской классической литературы. Подобный подход появился из идеи о том, что ролевая игра позволяет участнику заинтересоваться происходящим, погрузиться в атмосферу времени изложенного в книге и лучше понять сюжет произведений из обязательной школьной программы.

Интерактивное погружение в сюжет позволяет лучше понять историю задуманную автором. Приняв участие в сюжетно-ролевой игре, ребенок начинает интересоваться предложенным произведением, у него появляется желание узнать сюжет, главных и второстепенных героев, события, описанные в книге.

Прожив предложенную игропрактиками роль, ребенок начинает воспринимать историю персонажей как свою личную, сопереживать им и вовлекаться в процесс обучения. В список игр вошли произведения из школьной программы.

Создатели проекта ориентировались на то, чтобы создать сюжетно-ролевые игры, которые учителя смогут использовать в своей работе, чтобы сделать уроке интереснее и интерактивнее, привлекая внимание и интерес обучающихся.

“Проблема утраты к чтению – это очень серьезно и важно. Чтение развивает любознательность, живость мышления, речь. Если дети не будут читать, как они смогут здраво оценивать окружающую действительность?” – отмечает руководитель проекта Чернышев Ярослав Владимирович.

В сентябре 2022 Самарской региональной общественной организацией развития лагерного туризма «Ярче» был проведен опрос детей и подростков от 8 до 17 лет на тему чтения. Опрос проходил в онлайн-форме и, согласно ответам, основной трудностью для детей оказался объем произведения. Чтобы повысить интерес к произведению командой игропрактиков была разработана серия ролевых игр для разных возрастных групп.

Методист проекта, Завьялова Ирина, учитель литературы, отмечает повышение интереса к произведению русского поэта Александра Сергеевича Пушкина “Дубровский”, после того, как с учениками 6 классов, где она ведет уроки, была проведена сюжетно-ролевая игра с одноименным названием. “Мы не ожидали такого результата и сначала отнеслись скептически к подобной трактовке, но я уверена, что в сфере преподавания всегда стоит оставлять место для чего-то нового”.

Исходя из всего этого, мы с уверенностью можем полагать, что наш проект «Литературное наследие России» предлагает уместный вариант обучения в нынешних реалиях, когда снижается уровень интереса к книгам и вносит важный вклад в развитие образованности и начитанности школьников. А так же помогает школьникам к освоению учебной программы в игровой форме, повышает интерес к учебному предмету и помогает учащимся старших классов к подготовке и сдаче единого государственного экзамена.

Участниками-партнерами проекта стали ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный Город» и МБОУ «Гимназия № 9» г.о. Тольятти. Игропрактики СРОО РЛТ «Ярче» провели уроки в игровой форме в этих образовательных учреждениях средствами сюжетно-ролевых игр. Выходное анкетирование среди детей, в котором содержался вопрос о желании прочесть произведение, после участия в игре, показало, что 83% участников проекта хотели бы прочитать произведение, чтобы узнать истинный сюжет и повторно погрузиться в прожитую атмосферу.

В одной из школ, в которых проводились сюжетно-ролевые игры, дети отмечали следующее:

«Игра классная, очень понравилось. Сначала казалось, что это что-то очень сложное, но в процессе понимаешь, что всё гораздо проще. Интересные динамика, цели и сам процесс игры».;

«Мне очень понравилось сегодняшнее мероприятие. Было очень интересно и весело. Благодаря нему я вспомнила произведение «Мёртвые души» и лучше узнала его героев. Спасибо большое, мне очень понравилось!»;

«Попробовать себя в роли литературного героя было что-то новое для меня. Если говорить кратко, то было довольно интересно и увлекательно, всё было подготовлено и продуманно до мелочей»;

«Сегодняшнее мероприятие понравилось своим содержанием. Человек, который не читал произведение «Мёртвые души» может играть в неё, основываясь лишь на карточку персонажа. Было интересно!»

Сейчас проект находится на заключительной стадии, организаторы подводят итоги. Cогласно полученной статистике, 83% опрошенных участников хотели бы прочитать произведения, в которые им удалось “поиграть”, что говорит об успешности проекта.

Оцените статью
Моя Самара
Добавить свой комментарий
  1. Мамбергер Полина

    Статья раскрывает главные цели и задачи проекта, а именно сохранение и популяризацию национального литературного наследия России. В рамках проекта проводятся литературные вечера, культурные мероприятия и выставки, посвященные выдающимся русским писателям.
    Особо хочется отметить, что проект «Литературное наследие России» в Самаре уделяет внимание не только известным авторам, но и тем, кто остается недостаточно известным широкой публике.

  2. Тюрина Юлия

    Статья раскрывает главные цели и задачи проекта, а именно сохранение и популяризацию национального литературного наследия России. В рамках проекта проводятся литературные вечера, культурные мероприятия и выставки, посвященные выдающимся русским писателям.

    Особо хочется отметить, что проект «Литературное наследие России» в Самаре уделяет внимание не только известным авторам, но и тем, кто остается недостаточно известным широкой публике. Это позволяет зрителям узнать о малоизвестных, но талантливых писателях и их произведениях.

  3. Анастасия Абрашкина

    Литература сама по себе очень интересна, но к сожалению сейчас, наше молодое поколение почти не читает русскую литературу. Я предполагаю, что на это могло повлиять несколько вещей: 1)сейчас у каждого человека есть гаджет(будь то телефон, планшет и т.д.) и люди проводят большую часть дня за своим гаджетом, что конечно же является проблемой в некоторых случаях(те кто работают удаленно в счёт не берутся), 2) сейчас зайди в любой книжный магазин и ты увидишь огромное количество разных книг. Возможно нынешнему поколению не так интересно читать русскую литературу как психологию, например.
    Очень важно чтобы существовали такие проекты как: «Ярче», «Литературное наследие России»,ведь они помогают приобщать молодёжь к чтению книг, а особенно русской литературы. Из статьи я узнала о этих проектах и о том что они работают и в конечном итоге им удалось выполнить свою цель- приобщить детей к книгам.
    Статья очень полезная в наше время, спасибо автору за статью.

  4. Романова Алина

    Статья раскрывает главные цели и задачи проекта, а именно сохранение и популяризацию национального литературного наследия России. В рамках проекта проводятся литературные вечера, культурные мероприятия и выставки, посвященные выдающимся русским писателям.

  5. Матвеева Елизавета

    Очень интересная и полезная статья! Детей в современном обществе всё реже можно увидеть с книгой в руках, ведь, на данный момент, существуют различные цифровые платформы, которые обеспечивают всем необходим. Хорошо,что есть проект «литературное наследие России», который направлен на исправление этой ситуации в лучшую сторону. Спасибо автору за статью!